Христос как Завершитель акта творения в Евангелии от Иоанна: от «ἤρξατο ὁ Θεὸς ποιῆσαι» (Быт. 2, 3) до «τετέλεσται» (Ин. 19, 30)

Авторы

  • Николай (Сахаров), иеромонах Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/BSCH.2022.3.2.001

Ключевые слова:

Евангелие от Иоанна, Книга Бытия, Пролог, тема творения, антропология, сотерилогия, лексикологический сравнительный анализ, шестоднев, система образов

Аннотация

Целью настоящей работы ставится доказать, что одна из центральных тем Пролога — тема творения — не только упоминается в Евангелии, но является одной из центральных в повествовании. Изложив во вступительной части статьи распространённый среди современных исследователей тезис, согласно которому главная идея «Пролога» Евангелия от Иоанна — тема творения — не отражается в остальной части повествования, автор последовательно доказывает, что на самом деле она является центральной составляющей в богословском сознании Евангелиста, где «дело Христа» (см. Ин. 17, 5) есть завершение «Шестоднева» — акта творения мира Богом (см. Ин. 19, 30). Статья упоминает идеи современных авторов, где тема семи дней творения в книге Бытия находит отражение в евангельском тексте. Образ-символ «Садовник» (см. Ин. 20, 15) является ключом к раскрытию замысла евангелиста, оперирующим многосложной системой образов-аллюзий, возводящих читателя к тематике творения из книги Бытия. В последующем разделе статьи цитируются идеи Святых Отцов (Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст), которые также раскрывают намерение евангелиста представить Христа как Творца космоса. Богословским открытием в данной статье является ранее не подмеченный никем факт, что текст Септуагинты относительно «Шестоднева» представляет процесс творения в его не завершённой, а лишь начальной стадии (см. Быт. 2, 3: «…ὧν ἤρξατο ὁ θεὸς ποιῆσαι»), и в богословии Евангелиста Иоанна эстафета демиургии передаётся Христу, Логосу Воплощённому, как Его «дело» (см. Ин. 17, 5). В доказательство этого открытия автор представляет лексикологические заимствования Евангелиста из начальных глав книги Бытия, а именно термины «дела» (τὰ ἔργα), «свершать» (τελέω) или «творить» (ποιόω), в их дальнейшей разработке Евангелистом применительно к миссии Христа, логически последовательно подводя к скорректированному толкованию возгласа Христа τετέλεσται (Ин. 19, 30) как провозглашению момента завершения творения, начатого Богом в книге Бытия (1–2 главы). В заключение статьи доказывается, что венцом творения и объектом демиургической миссии Христа является не столько материальный мир, сколько человек-человечество, в его многоипостасном единстве, процесс творения которого завершается на Голгофе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Николай (Сахаров), иеромонах, Московская духовная академия

доктор богословия (PhD), профессор кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

nikolai.sakharov@yahoo.co.uk

Библиографические ссылки

Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти // Творения, иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1. Сергиев Посад: СТСЛ, 2 1902. С. 191–263.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. Кн. 1–2. СПб.: Изд. СПБДА, 1902. С. 5–604.

Ириней Лионский, сщмч. Против Ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008.

Триодь Постная: в 2-х ч. М.: Изд. Московской Патриархии, 1992.

Триодь Цветная. М.: Изд. Московской Патриархии, 1992.

Appold M. L. The Oneness Motif in the Fourth Gospel: Motif Analysis and Exegetical Probe into the Theology of John. Tübingen: J. C. B. Mohr [Paul Siebeck], 1976. (WUNT; Bd. 2/1).

Behr J. John the Theologian and his Paschal Gospel. A Prologue to Theology. Oxford: Oxford University Press, 2019.

Beutler J. Der Johannes-Prolog — Ouvertüre des Johannesevangeliums // Der Johannesprolog / hrsg. G. Kruck. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2009. P. 77–106.

Black D. A. On the Style and Significance of John 17 // Criswell Theological Review. 1988. Vol. 3. P. 141–159.

Blanquart F. Le premier jour. Etude sur Jean 20. Paris: Cerf, 1992.

Bradford B. B. Peter in The Gospel of John: The Making of an Authentic Di sciple. Leiden: Brill, 2007.

Brodie T. L. The Gospel According to John: A Literary and Theological Commentary. New York (N. Y.): Oxford University Press, 1993. Brodie T. L. The Quest for the Origin of John’s Gospel: A Source-Oriented Approach. New York (N. Y.): Oxford University Press, 1993. Brown J. K. Creation’s Renewal in the Gospel of John // Catholic Biblical Quarterly. 2010. Vol. 72. P. 275–290.

Brown R. E. The Gospel According to John. Vol. 1. Garden City (N. Y.): Doubleday, 1966.

Bultmann R. The Gospel of John: A Commentary. Louisville (Ky.): Westminster John Knox, 1971.

Byers A. J. Ecclesiology and Theosis in the Gospel of John. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. (Society for New Testament Studies Monograph Series).

Carmichael С. M. The Story of Creation: Its Origin and Its Interpretation in Philo and the Fourth Gospel. Ithaca (N. Y.): Cornell University Press, 1996.

Coloe M. L. Theological Reflexions on Creation in the Gospel of John // Pacifica. 2011. Vol. 24. P. 1–12.

Culpepper Α. Anatomy of the Fourth Gospel: A Study in Literary Design. Philadelphia (Pa.): Fortress, 1983.

Hambly W. F. Creation and Gospel: A Brief Comparison of Genesis 1, 1–2, 4 and John 1, 1–2, 12 // Studia Evangelica / ed. F. L. Cross. Vol. 5. Berlin: Akademie Verlag, 1968. P. 69–74.

Hamid-Khani S. Revelation and Concealment of Christ: A Theological Inquiry into the Elusive Language of the Fourth Gospel. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000. (WUNT 2 Reihe; Bd. 120).

Heath J. Some Were Saying, He is Good (John 7.12b): «Good» Christology in John’s Gospel? // Journal of New Testament Studies. 2010. Vol. 56. P. 513–535.

Henry W. M. The Trinity in John: A Study in Relationships. (Paperback). Fortland (Mo.): The Open Bible Trust, 2017.

Holleran J. W. Seeing the Light: A Narrative Reading of John 9 // Ephemerides Theologicae Lovanienses. 1993. Vol. 69. P. 354–82.

Hooker M. D. Endings: Invitations to Discipleship. Peabody (Mass.): Hendrickson, 2003.

Keener C. S. The Gospel of John: A Commentary. Vol. 1–2. Grand Rapids (Mich.): Baker Publishing Group, 2010.

Kruse C. G. The Letters of John. Pillar New Testament Commentary. Grand Rapids (Mich.): Wm. B. Eerdmans Publishing, 2000.

Lange J. P. The Life of the Lord Jesus Christ: A Complete Critical Examination of the Origin, Contents, and Connection of the Gospels. Vol. 3. Edinburg: T. & T. Clark, 1872.

Lindars B. The Gospel of John. London: Oliphants, 1972.

Manns F. L’Evangile de Jean à la lumière du Judaïsme. Jerusalem: Franciscan Printing, 1991.

Moore A. M. Signs of Salvation: The Theme of Creation in John’s Gospel. Cambridge: James Clarke, 2013.

Panackel С. Ἰδοὺ ὁ Ἄνθρωπος (Jn. 19:5b): An Exegetico-Theological Study of the Text in the Light of the Use of the Term Ἄνθρωπος Designating Jesus in The Fourth Gospel. Rome: Gregorian & Biblical, 1988.

Rand J. A., du. The Creation Motif in The Fourth Gospel: Perspectives on Its Narratological Function within a Judaistic Background // Theology and Christology in the Fourth Gospel / ed. G. van Belle, J. G. van der Watt, P. J. Maritz. Leuven: Peeters, 2005. P. 21–46. Rheaume R. An Exegetical and Theological Analysis of the Son’s Relationship to the Father in John’s Gospel: Equal Yet Subordinate. New York (N. Y.): The Edwin Mellen Press, 2015.

Siliezar C. R. S. Creation Imagery in the Gospel of John. London: Bloomsbury T&T Clark, 2015. (The Library of New Testament Studies; vol. 546).

Simon L. Petrus und der Lieblingsjünger im Johannesevangelium: Amt und Autorität. Frankfurt: Peter Lang, 1994.

Stanley D. M. The Passion According to John // Worship. 1959. Vol. 33. P. 210–230.

Strimple R. B. The Modern Search for the Real Jesus: An Introductory Survey of the Historical Roots of Gospels Criticism. Philipsburg (N. J.): P&R Publishing Company, 1995.

Suggit J. N. Jesus the Gardener: The Atonement in the Fourth Gospel as Re-Creation // Neotes ta men ti ca. 1999. Vol. 33. P. 161–168. Thompson M. The God of the Gospel of John. Grand Rapids (Mich.): Eerdmans, 2001.

Tong F.-D. Gathering into One: A Study of the Oneness Motif in the Fourth Gospel with Special Reference to Johannine Soteriology. St. Louis (Mo.): Christ Seminary-Seminex, 1992.

Voortman T. C. Understanding the Fourth Gospel from the Perspective of the Creation Theme / D. Litt. et Phil. diss. Dept. of Biblical and Religious Studies, Rand Afrikaans University. Johannesburg, 1998.

Waetjen H. C. The Gospel of the Beloved Disciple: A Work in Two Editions. London: T&T Clark International, 2005.

Watt J. G., van der. «Working the Works of God»: Identity and Behaviour in the Gospel of John // Paul, John, and Apocalyptic Eschatology: Studies in Honour of Martinus C. de Boer / ed. J. Krans, B. J. L. Peerbolte, P.-B. Smit, A. Zwiep. Leiden: Brill, 2013. (Supplements to Novum Testamentum; vol. 149). P. 135–150.

Wyatt N. «Supposing Him to Be the Gardener» (John 20, 15): A Study of the Paradise Motif in John // Zeitschrift für die Neutestamentlic he Wissenschaft. 1990. Vol. 25. P. 21–38.

Zumstein J. Der Prolog, Schwelle zum vierten Evangelium // Der Johannesprolog / hrsg. G. Kruck. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2009. S. 49–75.

Загрузки

Опубликован

2022-12-26

Как цитировать

Сахаров, Н. (2022). Христос как Завершитель акта творения в Евангелии от Иоанна: от «ἤρξατο ὁ Θεὸς ποιῆσαι» (Быт. 2, 3) до «τετέλεσται» (Ин. 19, 30). Библейские схолии, (2 (3), 15–38. https://doi.org/10.31802/BSCH.2022.3.2.001

Выпуск

Раздел

Библейское богословие

Категории