Завет Господа с Давидом в 131 псалме
DOI:
https://doi.org/10.31802/BSCH.2022.2.1.005Ключевые слова:
Псалтирь, псалом, Давид, завет, Мессия, экзегетика, Древний ИзраильАннотация
Псалом 131 (132 по Масоретскому тексту) является одним из наиболее ярких поэтических библейских гимнов, воспевающих власть царя на Сионе. Его содержание напоминает молитву Соломона при освящении храма (3 Цар. 8, 25; 9, 4–5), а его присутствие в сборнике «песен восхождения» (Пс. 119 — 133) — о послепленном литургическом употреблении. Многие комментаторы трактуют данный псалом как пророчество о безусловной незыблемости трона Давида, не принимая во внимания возможные исторические предпосылки появления данного гимна. В настоящем исследовании анализируется процесс переинтерпретации ключевых выражений псалма, связанных с «заветом», по мере фиксации библейского текста в разных периодах истории Древнего Израиля. Применяемый историко-филологический метод экзегезы позволяет увидеть, как минимум две ключевые мысли, которые явно или имплицитно присутствуют в псалме. Во-первых, автор псалма пишет о требованиях к потомкам Давида, при которых они могут претендовать на вечность своего царствования. Во-вторых, к «завету» с Давидом присоединяется обещание Господа поселиться на Сионе. А это значит, что любые «мессианские» толкования из текста данного псалма должны учитывать высокую роль храма, который в послепленный период был важен не менее, чем ожидаемый Мессия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Q5 Psalms a. Bellingham (Wash.): Lexham Press, 2010.
Biblia Hebraica Stuttgartensia: SESB Version. Stuttgart: German Bible Society, 2003.
Stec D. M. The Targum of Psalms. Collegeville (Minn.): A Michael Glazier Book, 2004. (The Arama ic Bible; vol. 16).
Abraham Ibn Ezra’s Commentary on Books 3–5 of Psalms / trans. and annotated by N. H. Strickman. New York (N. Y.): Touro College Press, 2016.
Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М.: ПСТБИ, 2003.
Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов. М.: ИС РПЦ, 2004.
Техилим. Техила ЛеДавид / пер. М. Левинова. Иерусалим: Бехор Барух, 2008.
Книга Восхвалений с толкованием раби Давида Кимхи / пер. Ф. Гурфинкель. Т. 2. Иерусалим, Запорожье: Еврейская книга, 2008.
Генри М. Толкование книг Ветхого Завета. Псалмы, Притчи Соломоновы, Книга Екклесиаста, Песни Песней Соломона. [Б. г.]: Dutch Reformed Tract Society, 2007.
Разумовский Григорий, прот. Объяснение священной книги Псалмов. М.: ПСТБИ, 2002.
Angel H. The Eternal Davidic Covenant in II Samuel Chapter 7 and Its Later Manifestations in the Bible // Jewish Bible Quarterly. 2016. Vol. 22. № 2. P. 83–90.
Auwers J. M. Le Psaume 132 Parmi les Graduels // Revue Biblique. 1996. Vol. 103. № 4. P. 546–560.
Avioz M. The Davidic Covenant in 2 Samuel 7: Conditional or Unconditional? // The Ancient Near East in the 12th–10th Centuries BCE: Culture and History / ed. G. Galil et al. Munster: Ugarit-Verlag, 2012. P. 43–51.
Barbiero G. Psalm 132: A Prayer of «Solomon» // The Catholic Biblical Quarterly. Vol. 75. № 2. P. 239–258.
Berlin А. Psalm 132: A Prayer for the Restoration of Judah // Marbeh Hokmah: Studies in the Bible and the Ancient Near East in Loving Memory of Victor Avigdor Hurowitz. Winona Lake (Ind.): Eisenbrauns, 2015. Р. 65–72.
Booij T. Psalm 132: Zion’s Well-Being // Biblica. Vol. 90. № 1. P. 75–83.
Bratcher R. G. Reyburn W. D. A Translator’s Handbook on the Book of Psalms. New York (N. Y.): United Bible Societies, 1991. (UBS Handbook Series).
Dahood M. Psalms III: 101–150. Introduction, Translation, and Notes with an Appendix. New Ha ven (Conn.); London: Yale University Press, 2008. (Anchor Yale Bible; vol. 17A).
Delitzsch F. Die Psalmen. Gießen; Basel: Brunnen Verlag, 1984.
Gunkel H. Die Psalmen. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2011.
Hossfeld F.-L., Zenger E. Psalms 3: A Commentary on Psalms 101–150. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 2011.
Human D. J. Psalm 132 and its compositional context(s) // Scriptura. 2017. № 116. P. 75–92.
Jeremias J. Lade und Zion: Zur Entstehung der Ziontradition // Probleme Biblischer Theologie / festschrift für G. von Rad. Munich: Kaiser, 1971. P. 183–198.
Knoppers G. N. Ancient Near Eastern Royal Grants and the Davidic Covenant: A Parallel? // Journal of the American Oriental Society. 1996. Vol. 116. № 4. P. 670–697.
Knowles M. D. The Flexible Rhetoric of Retelling: The Choice of David in the Texts of the Psalms // The Catholic Biblical Quarterly. 2005. Vol. 67. № 2. P. 236–249.
Knowles M. D. To Sanction and to Subvert: The Reuses of Psalm 132 in the Hebrew Bible // Prayers and the Construction of Israelite Identity / ed. S. Gillmayr-Bucher, M. Häusl. Atlanta (Ga.): SBL Press, 2019. (Ancient Israel and Its Literature; vol. 35). P. 189–202.
Koehler L. et al. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Vol. 3. Leiden: E. J. Brill, 1996.
Kraus H.-J. Psalmen. T. 2: Psalmen 60–150. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1978. (Biblischer Kommentar Altes Testament).
Kruse H. Psalm CXXXII and the Royal Zion Festival // Vetus Testamentum. 1983. Vol. 33. № 3. P. 279–297.
Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology // The Catho lic Biblical Quarterly. 1992. Vol. 54. № 1. Р. 49–66.
Laato A. Psalm 132: A Case Study in Methodology // The Catholic Biblical Quarterly. 1999. Vol. 61. № 1. P. 24–33.
Lange J. P., Schaff P., Moll C. B. et al. A Commentary on the Holy Scriptures: Psalms. Bel lingham (Wash.): Logos Bible Software, 2008.
Leow W. P. Changing One’s Tune: Re-reading the Structure of Psalm 132 as Complex Antiphony // Old Testament Essays. 2019. Vol. 32. № 1. P. 32–57.
Schreiner D. B. Double Entendre, Disguised Verbal Resistance, and the Composition of Psalm 132 // Bulletin for Biblical Research. 2018. Vol. 28. № 1. P. 20–33.
Wendland E. The forms and Functions of Disjunctive Parallelism in the Psalter, with Special Reference to Psalm 132 // Journal for Semitics. 2017. Vol. 26. № 1. P. 123–157.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.