Проблемы кадрового обеспечения церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской епархии в 1884–1894 гг.
DOI:
https://doi.org/10.31802/CH.2024.18.4.003Ключевые слова:
церковно-приходская школа, школа грамоты, второклассная школа, уездное отделение епархиального училищного совета, законоучитель, учитель, диакон, псаломщик, кадровое и финансовое обеспечение, церковное пение, педагогические курсы, Тамбовский епархиальный училищный советАннотация
Целью исследования является изучение процесса обеспечения церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской епархии в период 1884–1894 гг. педагогическими кадрами и выявление ключевых особенностей данной деятельности. Внимание прежде всего обращено на финансовое обеспечение законоучителей и учителей, их профессиональный уровень, а также на вопрос о подготовке педагогических кадров для растущего количества церковных школ. Эмпирический материал для статьи представлен в отчётной документации и публицистике изучаемого периода. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска путей разрешения поставленных вопросов на следующих этапах развития церковно-школьного дела в Тамбовской епархии (1895–1917 гг.). Кроме того, процесс осмысления тех проблем, с которыми пришлось столкнуться в период становления церковной системы начального народного образования, является значимым примером в т. ч. и на современном этапе. Посредством задействования принципов историзма и объективности изучается возникновение и динамика развития исторических событий в конкретных условиях; применение причинно-следственного анализа позволяет указывать на те или иные факторы, повлиявшие на указанные события. Автором выделены и охарактеризованы наиболее значимые проблемы кадрового обеспечения церковных школ Тамбовской епархии. Это позволило прийти к выводам, что для дальнейшего стабильного и динамичного развития церковного начального народного образования необходимо значительное увеличение финансового обеспечения всей системы в целом и учительского жалованья в частности, повышение образовательного уровня педагогов, создание собственных центров подготовки кадров, а также решение ряда сопутствующих вопросов. Результаты исследования, приведённые на примере конкретного региона, могут быть применимы для сравнительного анализа ситуации в других епархиях и в целях дальнейшего развития избранной тематики.
Скачивания
Библиографические ссылки
Всеподданейший отчёт обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания … [Текст]. Петроград: Синодальная тип., 1886–1916. 26 см. за 1885 г. 1887. IX, 292, [2], 127 с.: табл.
Всеподданейший отчёт обер-прокурора святейшего Синода по ведомству православного исповедания … [Текст]. Петроград: Синодальная тип., 1886–1916. 26 см. за 1888 и 1889 годы. 1891. XII, 472, [2], 213 с.: табл.
Всеподданейший отчёт обер-прокурора святейшаго Синода по ведомству православнаго исповедания … [Текст]. Петроград: Синодальная тип., 1886–1916. за 1890 и 1891 годы. 1893. XIV, 511, [3], 235 с.: табл.
Высочайше утверждённые Правила о церковно-приходских школах // Полное собрание законов Российской империи: [Собрание 3-е. Т. 1–33. 1885–1913 гг.] Т. 4. № 2518. С. 372–374.
Исторический очерк деятельности земства по народному образованию Тамбовской губернии [Текст] / Земство по народному образованию Тамбовской губернии. [Тамбов], [1923]. 225, [1], 56 с.: табл. Разд. паг.
Отчёт Тамбовского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской епархии за 1891–92 учебный год. [Текст]. Типография губернского правления, 1893. 98 с., [3] л. табл.
Отчёт Тамбовского Епархиального училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской Епархии за 1893–94 учебный год [Текст]. Тамбов: Типография губернского правления, 1895. 116 с., 3 л. табл.
Тамбовские Епархиальные Ведомости [Текст]: журнал / Тамб. духов. семинария. 1861, июль 1918. Тамбов, 1861–1918.
Уставы и штаты духовных семинарий и училищ [Текст]: высочайше утверждённые 14 мая 1867 года. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1867. 84 с.; 24 см.
Бан Ил Квон. К. П. Победоносцев и распространение церковно-приходских школ в 1884–1904 гг. [Текст]: дисс. канд. ист. наук 07.00.02. Санкт-Петербург, 2000. Российская академия наук, институт российской истории, Санкт-Петербургский филиал, 402 с.
Гончаров М. А. Духовное ведомство и его место в системе управления духовно-учебными заведениями в середине — конце XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 113–124.
Ефремова У. П. Церковно-приходские школы Урала в 1884–1917 гг.: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02. Екатеринбург, 2013.
Житенев Т. Е. Второклассные школы –– начальные педагогические учебные заведения Святейшего Синода на рубеже XIX–ХХ веков. // Поволжский вестник науки. № 1 (15). 2020. С. 42–48.
Житенев Т. Е. Школы грамоты в Российской империи конца XIX — начала XX вв. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, г. Тольятти, 2014. № 4 (17). С. 183–191.
Калачев А. В. Церковно-приходская школа в системе начального народного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2011. Вып. 5. С. 21–30.
Козлов К. В. Политика Русской Православной церкви в области образования и её реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884–1914 гг.: диссертация кандидата исторических наук / 07.00.02. Белгород, 2004.
Комиссарова М. В. О содержании образования и преподавании пения в церковно-приходских школах России второй половины XIX века. // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки, 2015. № 84. С. 159–161.
Осипов О. В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии, 1864–1917 гг.: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02. Челябинск, 2002. 250 с.: ил.
Сушко А. В. Духовные семинарии в пореформенной России, (1861–1884 гг.) [Текст] / А. В. Сушко. Санкт-Петербург. Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова, 2010.
Хабалева Е. Н. История народного образования в Орловской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02. Орел, 2018.
Ященко Р. В. Развитие церковно-приходских школ России: Вторая половина XIX –– начало XX века: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. Волгоград, 2005.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.