Некоторые аспекты русско-арабского сотрудничества в женских учебных заведениях ИППО

Авторы

  • Екатерина Викторовна Смирнова Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/CH.2023.2.12.011

Ключевые слова:

Императорское Православное Палестинское общество, женские школы в Сирии и Палестине, Бейт-Джальский пансион, русско-арабское взаимодействие

Аннотация

В статье на основе архивных материалов и других источников рассматривается проблема профессионального взаимодействия русских и арабских учителей в женских школах и семинарии ИППО. Изучение принципов, на которых базировалось русско-арабское сотрудничество, необходимо для успешной реализации гуманитарных проектов России на Ближнем Востоке. В начале просветительской деятельности в Палестине ИППО испытывало трудности с подбором русских и арабских педагогических кадров. Русские учительницы не знали арабского языка и ближневосточных реалий. Переводчиков при них не было, и им приходилось объясняться с местным населением жестами. Чтобы организовать учебный процесс, им в помощь были направлены арабские выпускницы местных школ. Они владели французским языком, посредством которого общались с русскими педагогами. Помимо коммуникативных проблем, взаимодействие осложнялось слабой подготовкой арабских учительниц, с трудом осваивавших новые учебно-воспитательные методы. Ситуация изменилась с появлением Бейт-Джальского пансиона, который готовил кадры для начальных женских школ Общества. Это были местные девушки, воспитанные по российским методикам, владеющие русским языком. «Бейтджалиотки» преподавали в Пансионе, а также в двухклассных школах ИППО под русским руководством. Они выступали связующим звеном между русскими учительницами, их арабскими учениками и коллегами, помогая последним интегрироваться в учебную систему Общества. Подобная модель русско-арабского взаимодействия была принята в большинстве двухклассных женских школ ИППО, что позволило решить коммуникативные проблемы и достичь высоких профессиональных результатов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Екатерина Викторовна Смирнова, Московская духовная академия

Лаборант-исследователь

Центра исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН

Библиографические ссылки

Бутова Р. Б. Школа Е. Ф. Бодровой. К 150-летию русского учебного дела в Святой земле. URL: https://www.ippo.ru/old/history/school/s/1/index.html. (Дата обращения: 20.10.2021).

Грушевой А. Г. Из истории русских школ на Ближнем Востоке: архивные материалы и статья. СПб.: Контраст. 2016. 285 с.

Грушевой А. Г. Последняя учебная программа учительских семинарий Императорского православного палестинского общества // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22) С. 258–331.

Кфури, Искандер. Русские школы Ливана // Русские в Ливане. Бейрут: Шамас. С. 19–26.

Лагузова Н. А. Школьная деятельность Императорского православного палестинского общества в 1905–1914 гг. // Иерусалимский семинар. М., 2012. Вып. 3. С. 121–158.

Федотов П. В. Галилейский учебный округ Императорского Православного Палестинского общества в 1892–1914-х гг.: русские сотрудники школьной инспекции // Былые годы. 2020. № 57 (3). С. 1309–1316.

Федотов П. В. Кадровая политика Императорского Православного Палестинского общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): Русские сотрудники учебных заведений // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2015. С. 102–108.

Hopwood, Derek. The Russian Presence in Syria and Palestine 1843–1914. Church and Politics in the Near East. Clarendon Press Oxford. 1969.

Kildani, Hanna. Modern Christianity in the Holy Land / Translated by George Musleh. Bloomington. 2010.

Загрузки

Опубликован

2023-06-15

Как цитировать

Смирнова , В. С. (2023). Некоторые аспекты русско-арабского сотрудничества в женских учебных заведениях ИППО. Церковный историк, (2 (12), 141–189. https://doi.org/10.31802/CH.2023.2.12.011

Выпуск

Раздел

Отечественная и мировая история

Категории