Епископ Ульфила — апостол готов

Авторы

  • Иерей Герасим Юрьевич Захаров Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/CH.2023.11.1.001

Ключевые слова:

Вульфила, вестготы, христианизация готов, Мёзийские готы, арианство, Авксентий Доросторский, переводы Библии, христианизация варваров, Футарк

Аннотация

Во время переселения народов германские племена обосновывались на территории Европы. В результате происходил культурный обмен с местным населением, что приводило к христианизации варваров, глобальному изменению этнического самосознания и, как результат, — образования варварских христианских королевств на обломках Римской империи. Вестготы одни из первых прошли данный путь. Пройдя через всю империю, они основали на территории Пиренейского полуострова своё королевство, где христианство было связующим фактором между варварами и местным населением и двигателем развития культуры и законодательства. Переход от языческой веры был сложным процессом, который начался с переселения готов к Дунаю. Первый епископ вестготов Феофил, христианская ересь Авдиан, все они внесли вклад в дело христианизации готов, но более всего на этом поприще потрудился епископ Ульфила, который сам был готом по рождению. Знания местных традиций и хорошее образование помогли ему обратить своих собратьев в веру во Христа. Самое же главное, что он для этого предпринял, — перевод Священного Писания на созданный им самим готский язык, который был основан на латинском, греческом языках и частично на руническом письме самих готов. Когда апостол готов выходил на проповедь, почти все вестготы были язычниками, после же его смерти и переселения их на территорию Римской империи в меньшинстве уже оказались сами язычники. Личность Ульфилы также крайне интересна при изучении вестготов в связи с тем, что он передал свое богословское воззрение — арианство (субординационизм), которое готы хранили вплоть до конца VI века, что сказалось и на устроении государства.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Иерей Герасим Юрьевич Захаров, Московская духовная академия

cтудент магистратуры кафедры церковной истории Московской духовной академии

Библиографические ссылки

Беликов Д. Н., проф., Христианство у готов. Православный собеседник, Казань, 1886/1887 г.

Вольфрам Х. Готы: от истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). Пер. Миловидов Б. И., Некрасов М. Ю. СПб.: Ювента. 2003.

Дексипп, Эвнапий и др. Пер. Дестуниса С. Ю. Типография Леонида Демиса, СПб., 1860г., С. 141–142.

Доросторский Авксентий. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. ст., пер. с латин., коммент Г. Е. Захарова. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 4 (41). С. 110.

Зиньковская И. В. Об уровне готской письменной культуры в III–IV веках. Воронежский государственный университет. // Вестник ВГУ. Серия: история. политология. социология. 2015. № 4. С. 59–63.

Копаев М. Ю. О некоторых аспектах христианизации Дунайских готов в III–IV веках н. э. // Вестник ВГУ. Серия: история, политология. Социология. 2014. № 1. С. 46–50.

Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. Восточная литература. М. 2001.

Мыршану Д. Г. Вульфила // ПЭ. Т.10. М. С. 28–29.

Скардильи П. Готы: язык и культура. Пер. с нем. Сыщиков А. Д., Баева А. Г. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2012.

Филосторгий Церковная история // [электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/tserkovnye-istoriki-4-5-vekov/4 (дата обращения: 22.07.2022).

Marschand J. M. Hatten die Goten vor Wulfila eine Schrift ? // Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur. Berlin, 1959. № 81. S. 259–302.

Загрузки

Опубликован

2023-03-15

Как цитировать

Захаров, Г. Ю. и. . (2023). Епископ Ульфила — апостол готов . Церковный историк, (1 (11), 15–27. https://doi.org/10.31802/CH.2023.11.1.001