К вопросу о монастырской колонизации Каргополья
DOI:
https://doi.org/10.31802/CH.2022.10.4.006Ключевые слова:
Русский Север, монастырская колонизация, монастырская культура Каргополья, Кирилло-Челмогорский монастырь, Александро-Ошевенский монастырь, аскетические проблемы, нестяжательство как главная нравственно-религиозная проблема новгородцев, аскетическая парадигма смирения и послушанияАннотация
Монастырская колонизация Русского Севера, как и мирская, шла из Новгорода и с юга, из Ростово-Суздальских, позже Московских земель, и восприняла её черты: полиэтнический характер, двунаправленность колонизационных потоков (из Новгорода и с юга, «снизу»), включённость в жизнь поселенцев и крестьян, участие в формировании славянских и финно-угорских народностей в единую северорусскую общность. Основная цель исследования — на примере житий ранних основателей монастырей Каргополья (XIV–XV вв.) выявить специфику монастырского уклада жизни обителей, основанных как новгородцами, так и представителями низовской колонизации. На взгляд автора, в этом аспекте Каргополье, — модельная территория, т.к. считается, что по нему проходила граница новгородской и низовской колонизации, что отразилось, как выявил автор, в мировоззренческих предпочтениях представителей различных колонизационных потоков, запечатлевшиеся, в частности, в структуре посвящений храмов и почитаемых праздников города Каргополя, а также в создании обителей представителями как новгородских, так и среднерусских земель. По житийной литературе прослеживаются направления монашеских устремлений и решаемых аскетических проблем первооснователями каргопольских Кирилло-Челмогорской и Александро-Ошевенской обителей, основанных монахами новгородской и московской традиций. На каргопольском материале подтверждается, что новгородская монашеская традиция основана на крайней аскезе, пустынничестве, нестяжательстве; борьба со стяжанием — в числе главных нравственно-религиозных проблем. Подвижники московской церковной традиции, при подвижничестве духа и строгой молитвенности, развивали аскетическую парадигму смирения, послушания, преодоления гордости и самости, в чем продолжился киевский церковно-аскетический опыт, развитый школой прп. Сергия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бернштам Т. А. Роль верхневолжской колонизации в освоении Русского Севера (IX–XV вв.) // Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Наука, 1973. С. 5–29;
Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. М.: ОГИ, 2009. С. 15–18.
Власова И. В. Этническая история и формирование населения Русского Севера // Русский Север: этническая история и народная культура. XII–XX века. М.: Наука, 2001. С. 21–24.
Дмитриева С. И. Очерк этнокультурной истории Архангельского Поморья // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М.: Наука, 2006. С. 3–11. СПб.: Алетейя, 2018. С. 33–34, 47–57.
Докучаев-Басков К. А. История Челменской пустыни // Христианское чтение. СПб. 1889. Ч. 2. С. 227.
Житие Кирилла Челмогорского // Новый Олонецкий патерик. СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2013. С. 297.
Житие Лазаря Муромского // Новый Олонецкий патерик. С. 44.
Житие преподобного Кирилла Белозерского /подготовка текста Е. Г. Водолазкина, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина и Г. М. Прохорова. [Электронный ресурс] URL: https://kirillbelozersky.ru/zitie-kirilla-belozerskogo (дата обращения: 05.05.2022).
Житие преподобного Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца / Предисл., подгот. текста и коммент. А. Б. Мороза // Альфа и Омега. Ученые записки Об-ва для распространения Свящ. Писания в России. М., 1998. № 3 (17). С. 200–236.
Житие прп. Нила Столобенского // Ф. 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры. Минея Четья. № 672 (1621). Л. 86 об. — 108 об. [Электронный ресурс] URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=672 (дата обращения: 20.11.2016).
Кириченко О. В. Конвертация богатства в русской традиции // Идеалы и паллиативы в русской традиции и культуре / отв. ред. и сост. О. В. Кириченко. СПб.: Алетейя, 2018.
Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. Петрозаводск, 2009.
Лашук Л. П. Чудь историческая и чудь легендарная // Вопросы истории. 1969. № 10. С. 210–211;
Макаров Н. А. Русский Север: таинственное средневековье. М., 1993. С. 18–27, 163–164;
Макаров Н. А. Население Русского Севера в XI–XIII вв. М., 1990. С. 126.
Мелехова Г. Н., Носов В. В. Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч. 2. М., 1994. С. 27–28, 121.
Мелехова Г. Н. К истокам города Каргополя: о чём говорят посвящения храмов и их размещение // Научный православный журнал «Традиции и современность». 2021. № 27. С. 39–49.
Мелехова Г. Н. Малые монастыри в культуре Русского Севера // Угрешский сборник. Сборник трудов преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. Дзержинский: ООО «Издательство ПЕНАТЫ», 2011. С. 139–160.
Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. И был Господь убежищем гонимому… М. — Каргополь: Пенаты и книга, 2020.
Старицын А. Н., Пигин А. В. Источники по истории Наглимозерской пустыни Каргопольского уезда // Вестник церковной истории. 2010. № 3–4 (19–20). С. 147–168. Священник Лядинского Покровского храма Иоанн Венедиктов до 1652 г. проживал в Лекшмозерской (и Долгозерской) волости с женой, сыновьями, матерью и братом; в переписи 1648 г. значился как дьячок церкви Петра и Павла. 30 марта 1652 г. дьячок Иван был рукоположен во иерея и переведен в Покровскую церковь села Лядины.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.