Греческая церковь и папство в Италии в Средневековье и Новое время

Авторы

  • Алексей Олегович Ястребов Институт российской истории РАН

DOI:

https://doi.org/10.31802/CH.2022.9.3.001

Ключевые слова:

Калабрия, Сицилия, Греческая Церковь, Латинская Церковь, Рим, Венеция, Тридентский собор

Аннотация

Исторически Греческая Церковь или шире византийская церковная традиция для Италии не просто не что-то чужеродное, а наоборот, неотъемлемая часть ее духовной культуры. Термин «Великая Греция», как называлась Южная Италия еще в античности, объясняет тяготение региона к грекоязычному культурному и духовному миру, тем более что целые области полуострова в течение значительных периодов времени входили в состав Византийской империи, причем, если в ряде случаев, как в Апулии или Лукании церковная власть оставалась за римским папой, то, например, в Калабрии и Сицилии со времен императоров-иконоборцев она принадлежала Константинопольским патриархам. Северо-Восточная Италия, со своей стороны, политически и культурно тяготела к Византии по своим мотивам — со времен нашествия лангобардов (VI век) население бывшей римской провинции Венеций искало заступничества у императоров Восточной римской империи. В настоящем сообщении нас интересует в первую очередь характер взаимоотношений Латинской Церкви или, лучше сказать, папства как политического и административного института с Греческой Церковью в Италии. На основании проведенного анализа источников и исследований по данной теме делается вывод о двояком характере восточной христианской традиции на Апеннинах. Если в Южной Италии греческая и албанская общины находились с первого тысячелетия под юрисдикцией Рима и, таким образом, оставшись под ней после разделения Церквей, были в большей части ассимилированы и оторваны от своих византийских корней, то характер эмиграции греков на Север полуострова был иным. Православные в пределах Венецианской республики сумели сохранить собственную идентичность, а также многое сделать в области апологетики и других отраслей богословия и науки. Климат религиозной терпимости и мощная учебная и научная база Венеции и Падуи позволили воспитать поколения образованных людей, которые впоследствии станут культурной элитой свободной Греции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Алексей Олегович Ястребов, Институт российской истории РАН

доктор церковной истории (PhD)

кандидат философских наук

кандидат исторических наук

старший научный сотрудник ИРИ РАН

Полномочный представитель ИРИ РАН в Италии и Ватикане

Библиографические ссылки

Ясіновський А. Митрополит Філадельфійський Гавриїл Севір: життя і літературна творчість // Наукові записки УКУ. 2010. Ч. 2: Історія. Вип. 1. C. 11–34.

Ястребов А. О. Русско-венецианские дипломатические и церковные связи в эпоху Петра Великого: Россия и греческая община Венеции. Москва: Познание, 2018.

Βελούδης Ι. Ελλήνων ορθοδόξων αποικία εν Βενετία, 2 έκδωση, Βενετία: τυπογραφείον Φοίνιξ, 1893.

Θεοδώρου Ευ. Ελληνοїταλικοί σχέσεις και επαφαί επί λειτουργικών ζητημάτων περί τον Θ’ αιώνα // La Chiesa greca in Italia dell'VIII al XVI secolo: atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 apr.- 4 magg. 1969). Padova: Editrice Atenore, 1972–73. 258. P. 257–268.

Kαλογήρου Ἰ. Ἡ ἐγκαθίδρυσις ἑλλήνος ἀρχιεπισκόπου εἰς Βενετίαν κατὰ τὰ τέλη τοῦ ΙΣΤ' αἰώνος // La Chiesa greca in Italia dell'VIII al XVI secolo: atti del convegno storico interecclesiale (Bari 30 aprile — 4 maggio 1969). Padova: Antenore, 1972. P. 89–131.

Τατάκης Β. Γεράσιμος Βλάχος ο Κρής (1605|7–1685), φιλόσοφος, θεολόγος, φιλόλογος. Βενετία: Ελληνικό Ινστιτούτο Βυζαντινών και Μεταβυζαντινών Σπουδών Βενετίας, 1973.

Borsari S. La politica bizantina di Carlo I d’Angiò dal 1266 al 1271 // Archivio storico per le provincie napoletane. № 74 (1955). P. 319–350.

Cotroneo R. Il rito greco in Calabria. Reggio Calabria, 1902.

Croce I. Italo-Albanesi // Bollettino della Badia greca di Grottaferrata. № 20 (1966). P. 37–50.

D’Antiga R. Il Kalendarium Venetum XI saeculi. Influssi bizantini sulla religiosità veneziana // Thesaurismata. № 43 (2013). P. 9–58.

D’Antiga R. Origini del monachesimo al Monte Athos e la prima presenza benedettina // Benedictina. Rivista del centro storico benedettino italiano. Anno 67. № 1. 2020. P. 3–23.

Fedalto G. Chiesa e religiosità ortodossa nelle Isole Ionie: Eugenio Vulgaris e Angelo Maria Querini // Geografie confessionali. Cattolici e ortodossi nel crepuscolo della Repubblica di Venezia (1718–1797) / A cura di G. Gullino, E. Ivetic. Milano, 2009. P. 147–158.

Fedalto G. Richerche storiche sulla posizione giuridica ed ecclesiastica dei greci a Venezia nei secoli XV e XVI, Firenze: Leo S. Olschki, 1967.

Frajese V. La via greca allo stato moderno. Gavril Seviros e la politica delle minoranze negli anni di Paolo Sarpi. // Gavriil Seviros, arcivescovo di Filadelfia a Venezia, e la sua epoca, atti della Giornata di studio dedicata alla memoria di Manussos Manussacas (Venezia, 26 settembre 2003) / Apostolopulos, D. G. (ed.). Venezia, 2004. P. 145–158.

Grumel V. L’annexion del l’Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabrie au Patriarcat de Costantinople, in Recherches des sciences réligeuses. № 40 (1952). P. 191–200.

Herde P. Il papato e la chiesa greca nell’Italia meridionale dall’XI al XIII secolo // La Chiesa greca in Italia dell'VIII al XVI secolo: atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 apr. — 4 magg. 1969). Padova: Editrice Atenore, 1972–73. P. 213–255.

Maccarone M. La ricerca dell’unione con la chiesa greca sotto Innocenzo III // Unitas. № 19 (1964). P. 251–267.

Manoussacas M. La comunità greca di Venezia e gli arcivescovi di Filadelfia // La Chiesa greca in Italia dell'VIII al XVI secolo: atti del convegno storico interecclesiale (Bari 30 aprile — 4 maggio 1969). Padova: Antenore, 1972. P. 45–87.

Peri V. Chiesa Latina e Chiesa greca nell’Italia postridentina (1564–1596) // La Chiesa greca in Italia dell'VIII al XVI secolo: atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 apr. — 4 magg. 1969). Padova: Editrice Atenore, 1972–73. P. 271–469.

Peri V. Due date, un’unica Pasqua. Le origini della moderna disparità liturgica in

una trattativa ecumenica tra Roma e Costantinopoli (1582–84). Milano, 1967.

Peri V. La congregazione dei Greci (1573) e i suoi primi documenti // Studia Gratiana. № 13 (1967). P. 129–256.

Sansterre, Jean-Marie. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du VIe s. - fin du IXe s.) Louvain: Université de Bruxelles, 1983.

Загрузки

Опубликован

2022-09-15

Как цитировать

Ястребов, А. О. (2022). Греческая церковь и папство в Италии в Средневековье и Новое время. Церковный историк, (3 (9), 15–30. https://doi.org/10.31802/CH.2022.9.3.001