https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/issue/feedПраксис2025-07-23T13:26:19+00:00Протоиерей Александр Задорновpraxis@mpda.ruOpen Journal Systems<p>«<strong>Праксис</strong>» - научный журнал Московской духовной академии, посвященный исследованиям по церковно-практическим дисциплинам, таким как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.</p>https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2216Каноны, регулирующие территориальный аспект взаимоотношений Церкви и государства2025-07-23T12:44:44+00:00Иоанн Денисовivanden735@yandex.ru<p>В статье анализируются правила святых Апостолов, правила Вселенских и Поместных соборов, которые регламентируют административно-территориальную структуру Церкви. Под административно-территориальной структурой Церкви понимаются такие институты как национальная Церковь, митрополия, патриархат, то есть формы административной организации Церкви в конкретный исторический период. В рамках статьи рассматривается период с III в. по конец VII в. Автор приходит к выводу, что начиная со святого императора Константина I Великого, церковное устройство начинает сообразовываться с гражданско-административным устройством, закрепляя эти положения соответствующими правилами. Развитие церковного деления развивалось следующим образом: сначала общины (παροικία) под началом одного председательствующего епископа составили национальную Церковь. Следующим этапом митрополичья область (епархия) соотнеслась с гражданской провинцией. Гражданские провинции входили в систему диоцезов, что также имело место в церковном устройстве. Границы гражданского диоцеза Египта соответствовали церковному округу во главе с епископом Александрии. Границы гражданского диоцеза Востока, за исключением гражданских провинций трех Палестин, составляющих церковный округ во главе с епископом Иерусалима, соответствовали церковному округу во главе с епископом Антиохии. Гражданские диоцезы Фракии, Понта и Азии составили церковный округ во главе с епископом Константинополя. В дальнейшем эти церковные округа развились в патриархаты.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2217Взгляд Русской Православной Церкви на правовые инициативы ограничения абортов в Российской Федерации2025-07-23T12:54:03+00:00Михаил Львовmixalvov1@yandex.ru<p>В статье дается общее представление о результатах законодательных инициатив по ограничению абортов в Российской Федерации. Вместе с тем приводится позиция Русской Православной Церкви в отношении проблемы абортов исходя из ее соборных определений, официальных документов, мнения патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и суждений предстоятеля Русской Православной Церкви. На этих основах анализируется общий взгляд Русской Православной Церкви на дальнейшее движение к полному запрету абортов в Российской Федерации.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2218Правовой статус Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в период Британского мандата в Палестине (1919–1921 гг.)2025-07-23T13:01:24+00:00Даниил Маевdmaev30@gmail.com<p>Данная статья посвящена изучению правового положения Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в первые годы действия в Палестине Британского Мандата, а так же процессу включения Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в орбиту влияния Русской Православной Церкви Заграницей. В ходе данного исследования были сделаны следующие выводы: к 1921 году Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ), возглавляемая исполняющим обязанности начальника РДМ иеромонахом Мелетием (Розовым), оказалась в зависимости от английского мандатного правительства, с одной стороны, и от Высшего Церковного Управления Заграницей, преобразованного в 1922 году в Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, с другой стороны. Такое правовое положение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме неизменно сохранялось вплоть до 1948 года, когда официально был завершен Британский мандат на управление Палестиной.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2219Внесение в месяцеслов Православной Церкви подвижников Запада, канонизированных до 1054 года: pro et contra2025-07-23T13:09:49+00:00Дмитрий Горшковi@protodimas.ru<p>В статье анализируются современнные взгляды о прославлении подвижников в лике святых. По словам митрополита Ювеналия (Пояркова), эта тема очень важна, так как нет четких правил, по которым можно было бы канонизировать или вносить в святцы того или иного подвижника Запада. Человек, являющийся подвижником благочестия, умерший на Западе до раскола Церкви на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Православную) — кто он? Является ли этот человек святым? Мнение митрополита Ювеналия (Пояркова) снискало общее одобрение участников Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летнему юбилею Крещения Руси и проходившего в Троице–Сергиевой Лавре 6–9 июня 1988 года. Во время Собора митрополит Ювеналий сформулировал основные критерии святости для принятия решений о канонизации или внесения в месяцеслов Русской Православной Церкви тех или иных подвижников. Это касается и подвижников Западной Церкви. Среди критериев — мучение ради Христа, преподобие души, и др. Эти критерии рассматриваются всегда в связке, подразумевая готовность души к встрече со Христом.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2221V ежегодная всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения»2025-07-23T13:26:19+00:00Наталия Семеноваsemenovanataliya@mail.ru<p>27 ноября 2024 г., в день церковной памяти святого императора Юстиниана Великого, кафедра церковно-практических дисциплин Московской духовной академии провела V ежегодную всероссийскую научно-практическую конференцию «Юстиниановские чтения». </p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2209Предисловие главного редактора2025-07-22T11:08:51+00:00Александр Задорновazadornov@yandex.ru<p>Участник знаменитого сборника «Вехи» русский юрист Б. Кистяковский ещё в 1909 году отметил: «Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. <…> Но духовная культура состоит не из одних ценных содержаний. Значительную часть ее составляют ценные формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности. А из всех формальных ценностей право, как наиболее совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма, играет самую важную роль». В словах Кистяковского не может не привлечь упоминание о волевой деятельности как характеристике права. Отсутствие коли к утверждению закона — ещё одна из причин сегодняшнего кризиса права вообще и правосознания в частности. Развитие судебной практики, обозначение принципов юридической герменевтики, исследование кажущихся привычными и понятными традиционных областей юридической науки — от всех этих задач не освобождено и каноническое право.</p> <p>Дисциплины круга практической теологии, несмотря на свою кажущуюся отдалённость друг от друга, помогают воспитать вкус и навыки такой волевой деятельности. В этом смысле и студенты, и преподаватели магистерских программ, изучающих канонику, литургику, церковное искусство и пение или политическую теологию — находятся в разных условиях и перед одинаковыми задачами.</p> <p>Часть решений этих задач — на страницах нового выпуска нашего журнала.</p> <p> </p> <p> </p> <p><em> </em></p> <p><em>протоиерей Александр Задорнов,</em></p> <p><em>заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин</em></p> <p><em>Московской духовной академии</em></p>2024-12-16T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2215О некоторых проблемах источников канонического права2025-07-23T12:31:20+00:00Андрей Ференс-Сороцкийaferens-sorockij@yandex.ru<p>Понятие источников канонического права, их иерархия и значение зависят от того, какого понимания права мы придерживаемся. На основании анализа распространенных в современном правоведении нормативистского, юснатуралистического, социологического, психологического и интегративного подходов к правопониманию делается вывод о преобладании интегративного правопонимания в каноническом праве Православной Церкви. На примерах из светского и церковного права раскрывается опасность социологического правопонимания в целом и применительно к каноническому праву в частности. С точки зрения данного подхода, под видом «жизненности» права может обосновываться легкость нарушения правовых норм (исходя из прагматических целей практики), их нестабильность и вариативность. Обосновывается вывод о необходимости кодификации действующих писаных и неписаных источников канонического права для усиления канонической законности в церковной жизни.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2220Политика и полития: античный мир как проекция актуального2025-07-23T13:18:55+00:00Александр Задорновazadornov@yandex.ru<p>Статья является отзывом на публикацию русского перевода важнейшего труда исследователя феномена античной политики и хозяйственного уклада Древней Греции и Рима Мозеса Финли (1912–1986). В рамках практической теологии поставленные Финли вопросы соотношения элиты и демоса в античности проецируются на сегодняшние взаимоотношения Церкви, государства и общества. Важной особенностью работ М. Финли является также прояснение им подлинного значения политических терминов и понятий, связанных как с жизнью античного, так и современного обществ.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2211«Композитор Великого поста» Александр Андреевич Архангельский (к 100-летию со дня преставления)2025-07-22T11:23:51+00:00Татьяна Пантелееваpantavum@yandex.ru<p>16 ноября 2024 года исполняется сто лет со дня упокоения композитора, хорового дирижера, регента, педагога, просветителя и общественного деятеля Александра Андреевича Архангельского. Цель публикации — раскрыть его творческую личность в многообразии регентского, хормейстерского, просветительского и миссионерского служения. Автором статьи также затронута малоизвестная деятельность Александра Андреевича: сотрудничество с фирмами, осуществлявшими грамзаписи его хора. Однако наибольшую известность Архангельский получил как духовный композитор, в связи с чем его творческий портрет дополняют высказывания современников, давших оценку его композиторского вклада в православное богослужение в России и за рубежом.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/praxis/article/view/2214Проблема епископских перемещений в трудах российских канонистов синодального периода2025-07-23T12:02:39+00:00Софроний Вишнякgweharall@gmail.com<p>Проблема частых епископских перемещений была одним из наиболее заметных отступлений Церкви синодального времени от св. канонов и практики византийской Церкви. В то же время, как показано в настоящей статье, в русской канонической науке эта проблема — как в рамках общих курсов канонического права, так и в качестве специального предмета исследования — фактически не ставилась вплоть до начала XX в. Наиболее эффективный способ ответить на поставленный исследованием вопрос — изучить то, как канонисты толкуют ограниченный набор касающихся епископских перемещений канонов (14 Апост., 15 I Всел. Соб., 21 Антиох., 1 и 2 Сард., 59 Карф., 5 IV Всел. Соб). Такое изучение показывает, что некоторые синодальные канонисты в попытках оправдать частые перемещения своего времени толковали эти каноны неверно, утверждая каноничность перемещений. В то же время другие канонисты считают перемещения в целом неканоничными, хотя и не выступают против синодальной практики. Лишь к началу XX в., под давлением общественного мнения, русские канонисты пришли к идее о неканоничности епископских перемещений, которая будет окончательно утверждена на Поместном Соборе 1917–1918 гг.</p>2025-07-23T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024