https://publishing.mpda.ru/index.php/church-art-review/issue/feedВестник церковного искусства и археологии2024-11-26T19:19:14+00:00Нина Валериевна Квливидзеninakvlividze@mail.ruOpen Journal Systems<p><strong>«Вестник церковного искусства и археологии»</strong> (Church Art and Archeology Review) – научный журнал Московской духовной академии об искусстве Православной Церкви от древности до наших дней.</p>https://publishing.mpda.ru/index.php/church-art-review/article/view/1972«Слово о законе и благодати» и литургическая программа росписи Софии Киевской2024-11-25T12:35:07+00:00Нина Валериевна Квливидзеsd@df.dfИеромонах Кассиан Плоскийsd@df.df<div class="page" title="Page 14"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Статья посвящена изучению особенностей алтарной декорации Софийского собора в Киеве и его надписей. Созданные примерно в одно и то же время ансамбли Софии Охридской и Софии Киевской отличаются подчеркнутым вниманием к теме Евхаристии. В храмовых росписях XI столетия литургическая тема приобрела особое значение. В этом отношении изучение алтарной росписи киевского Софийского собора в контексте современного ей богословского сочинения позволяет по-новому осветить программные основы византийских литургических храмовых декораций этого периода. Внимание к надписям Софии Киевской не ослабевает несмотря на фундаментальные работы С. С. Аверинцева, К. К. Акентьева, А. Ю. Виноградова. Интерес исследователей, как правило, был сфокусирован на исторических причинах появления текста Пс. 45, 6 в алтарной мозаике. В настоящем исследовании иконографическая программа алтарной росписи, включая надпись, рассматривается под иным углом зрения, а именно с точки зрения раскрытия темы посвящения храма Софии Премудрости Божией и образу Христа в росписи собора. В связи с не потерявшим до настоящего времени актуальности вопросом о храмовых праздниках Софийских соборов, место образов Христа в росписи собора проанализировано в контексте той богословской системы, которая сформулирована современником строительства и украшения храма Святой Софии, первым русским киевским митрополитом,поставленным в 1051 г., Иларионом Киевским в «Слове о законе и благодати».</p> </div> </div> </div>2024-11-26T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/church-art-review/article/view/1976Роспись алтарного пространства церкви Богоматери Перивлепты в Охриде: отражение литургического контекста2024-11-26T11:09:48+00:00Наталья Викторовна Герасимоваsd@df.df<div class="page" title="Page 37"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Иконографическая программа росписи алтаря церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (1294/95 гг.) представляет собой один из наиболее ярких примеров развивавшегося на протяжении XIII в. нового типа декорации литургического пространства. С тех пор, как в середине XX в., фрески были расчищены, они неизменно вызывали интерес у исследователей палеологовской живописи, поэтому в целом программные основы росписи вимы, жертвенника и дьяконника были глубоко и правильно интерпретированы. На сегодняшний день актуальным представляется не столько интерпретация отдельных циклов и сюжетов, сколько выявление принципов их подбора, компоновки и распределения в богослужебном пространстве алтаря. Отвечая традиции и символическому осмыслению византийского обряда, росписи этой зоны христианского храма наиболее часто оказывались связанными с толкованиями на литургию и порядком совершения ее чина, а сопровождающие алтарные композиции надписи составляли единое эпиграфическое последование, находящее непосредственное отображение в реальных евхаристических практиках. Отражение литургического контекста в алтарной росписи церкви Богоматери Перивлепты ни разу не становилось предметом отдельного исследования. В настоящей статье автор впервые изучает в тесной взаимосвязи между собой и в контексте литургии византийского обряда не только идейно-тематические основы росписи, но и эпиграфический материал, что позволяет наиболее аргументированно продемонстрировать тесную связь программы с чином Анафоры, седмичным и годовым кругом богослужений, молением Церкви о живых и усопших.</p> </div> </div> </div>2024-11-26T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/church-art-review/article/view/1977Композиция «Причащение апостолов» в византийской монументальной живописи и вышивке литургических тканей XII–XIV веков2024-11-26T12:03:56+00:00Елена Игоревна Грицайsd@df.df<div class="page" title="Page 66"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Появление сюжета Причащение апостолов явилось результатом взаимодействия исторических элементов Евхаристии с литургическими практиками. Иконографический тип композиции получает широкое распространение в XII–XIV вв. Ряд памятников монументальной живописи предоставляют примеры вариативности отдельных деталей. Византийская иконографическая традиция отразилась и на памятниках лицевого шитья, причем основу композиции вышитых изображений составляют элементы иконграфии, сложившиеся в монументальных видах церковного искусства, при отсутствии прямого копирования.</p> </div> </div> </div>2024-11-26T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/church-art-review/article/view/1978История изучения Ватиканского и Парижского списков рукописей Гомилий Иакова Коккиновафского2024-11-26T12:46:52+00:00Дмитрий Александрович Федотовsd@df.df<div class="page" title="Page 95"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Статья посвящена истории изучения Ватиканского (Vat. gr. 1162) и Парижского (Paris gr. 1208) списков лицевых рукописей Гомилий Иакова Коккиновафского. Рассматриваются работы отечественных и зарубежных исследователей рукописей Гомилий и показывается специфика их изучения. Особое внимание уделено диссертации К. Линарду. В статье прослежена эволюция интереса к рукописям и оценки их как явления византийской культуры. В заключении говорится о большом потенциале дальнейшего изучения рукописей на основе комплексного анализа текста и изображений.</p> </div> </div> </div>2024-11-26T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/church-art-review/article/view/1980О переделке серебряной раки святой княгини Анны Кашинской в раку великомученицы Екатерины Александрийской из Синайского монастыря (1651– 1688). К вопросу о типологии, стиле и технике изготовления древнерусских рак работы кремлевских мастеров2024-11-26T13:01:19+00:00Валерий Викторович Игошевsd@df.df<div class="page" title="Page 105"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье исследуются типология, особенности стиля и техники изготовления серебряной раки вмч. Екатерины Александрийской с горельефным изображением на крышке, сделанной царскими мастерами в Москве в 1687/1688 г. и отправленной в Синайский монастырь. На раке выявлены фрагменты середины XVII столетия, выполненные в традиционных средневековых техниках и стиле, отличающихся от деталей, сделанных в 1680-е гг. Обнаруженные части принадлежали утраченной серебряной раке с горельефным чеканным изображением святой на крышке, сделанной в Москве в кремлевских мастерских для мощей святой княгини Анны Кашинской в 1651/1652 г. Типология и техника изготовления древнерусских серебряных рак XVI–XVII вв. сходны.</p> </div> </div> </div>2024-11-26T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 https://publishing.mpda.ru/index.php/church-art-review/article/view/1981Рецензия на: Byzantium in Eastern European Visual Culture in the Late Middle Ages / ed. by M. A. Rossi, A. I. Sullivan. Leiden; Boston (Mass.): Brill, 2020. xviii, 302 p. (East Central and Eastern Europe in the Middle Ages, 450–1450; Vol. 65)2024-11-26T19:19:14+00:00Нина Валериевна Квливидзеsd@df.df<p>Рецензия</p>2024-11-26T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024